Российская охота и бизнес: часть II

В прошлый раз мы остановились на том, что только вольерное содержание животных дает возможность охотхозяйству существовать без дотаций, а возможно даже с прибылью. Прошедший год еще больше подтвердил наши предположения, так как из-за прошедшей эпидемии АЧС поголовье дикого кабана практически исчезло и из крупных охотничьих видов остался только лось. Это еще больше подрывает экономику охотхозяйств, поскольку расходы приходится нести прежние.

Итак, вольер. Сразу возникает ряд вопросов: каких животных содержать, каков будет бизнес-план с разведением этих животных, где брать специалистов для их полудикого содержания и т.д.? Первоначально мы решили остановиться на кабане, но, посмотрев на европейские фермы, переориентировались на разведение благородного оленя, тем более что это направление у нас в России совсем не развито. В общем, решили перенимать западный опыт.

Здесь несколько основных факторов. Прежде всего, рынок оленины у нас пока совсем не развит (я не говорю о мясе дикого северного оленя, в достаточном количестве представленное на прилавках северных регионов России), в то время как в Европе мясо благородного оленя пользуется большой популярностью, прежде всего из-за малого содержания холестерина. В любом случае стоит надеяться на повышение спроса на оленину. При этом следует учесть, что ведущие оленеводческие хозяйства в Европе имеют огромный опыт выращивания животных с выдающимися трофейными качествами. Некоторые занимаются этим больше ста лет и имеют генетически чистые линии оленей, которые уже на третий год имеют рога больше, чем олени в дикой популяции.

К тому моменту, когда мы пришли к этому решению, у нас уже был готовый вольер. Но оказалось, что вольер вольеру рознь. В традиционном российском понимании вольер – это огороженная территория, возможно разделенная на несколько секций с минимальной инфраструктурой. В таком вольере не только отлов животных, но даже их перемещение будет напоминать войсковую операцию.

Совсем другое дело в Европе и вообще на Западе. Там вольеры специально проектируют: определяют, где будут границы участков вольера с учетом водопоя, доступности пищи, открытости/закрытости пространства и пр. Закладываются прогоны для легкого перемещения животных между территориями вольера, проектируются карантинное и основное здания фермы для зимней передержки животных, а также раскол – помещение с приспособлениями для сортировки и фиксации оленей (например, для пилки рогов) и пр.

В Европе содержание оленей уже давно стало отраслью сельского хозяйства, в некоторых странах эта отрасль дотируется больше чем традиционные, попадая в разряд производства экологически чистого продукта. Цели, ради которых держат оленей, также различны в зависимости от экономических и климатических факторов, от традиций и персональных предпочтений фермеров.

Знакомство с генетической стороной дела показало, что большинство европейских ферм имеют генетику от хозяйств Woburn и Warnham. Обе племенные фермы занимаются разведением оленей свыше 150 лет, у них накоплен огромнейший практический опыт. Типы рогов на этих фермах различаются: Woburn предлагает рога с большим количеством отростков и чрезвычайно массивные, рога с фермы Warnham более широкие.

Рога оленей фермы мясного направления в Snettisham, Великобритания. Видно, что рога несимметричны и с дефектами развития

Александер (Alexander) из хозяйства Woburn, Великобритаия. Масса рогов свыше 16 кг, 48 отростков

Бартоломью (Bartholemew) из хозяйства Warnham. Масса рогов около 13,1 кг, размах стволов 62,5 дюйма, 40 отростков

Большинство ферм, которые держат оленей из этих двух питомников, стараются скрещивать их для более высоких трофейных результатов. Мы будем стараться делать то же, но по мере возможности сохраним и чистые генетические линии этих питомников.

Итак, в начале весны 2013 г. мы приехали в офис Woburn, чтобы своими глазами увидеть хозяйство, чью генетику несут в себе большинство европейских оленей, и прикинуть, можно ли применить этот опыт у нас в России. Там мы познакомились с основными принципами ведения современного оленеводческого хозяйства, а также оценили трофейные качества поголовья фермы. Именно тогда пришла мысль попытаться купить оленей в Англии вместо отечественных.

Большинство ферм, которые держат оленей из этих двух питомников, стараются скрещивать их для более высоких трофейных результатов. Мы будем стараться делать то же, но по мере возможности сохраним и чистые генетические линии этих питомников.

Итак, в начале весны 2013 г. мы приехали в офис Woburn, чтобы своими глазами увидеть хозяйство, чью генетику несут в себе большинство европейских оленей, и прикинуть, можно ли применить этот опыт у нас в России. Там мы познакомились с основными принципами ведения современного оленеводческого хозяйства, а также оценили трофейные качества поголовья фермы. Именно тогда пришла мысль попытаться купить оленей в Англии вместо отечественных.

Ферма Woburn, Великобритания. Здание для обработки животных

Раскол – помещение для сортировки поголовья

Слева мистер Callum Thomson, специалист с тридцатилетним стажем в оленеводстве; справа его ученик Dan DeBaerdemaecker, старший смотритель за оленями парка Woburn

Оленья ферма – это целый комплекс зданий, вольеров, проходов. Английский специалист более чем с тридцатилетним опытом в оленеводстве Callum Thomson рассказал нам об устройстве фермы. Большая часть оленей содержится в искусственно созданной среде – парке. В парке Woburn содержатся более 1 400 голов из семи различных видов оленей. Основное направление – благородный европейский олень. Животные, представляющие генетическую ценность, содержатся на ферме как обычные сельскохозяйственные животные, иногда работники фермы могут особо выдающийся в трофейном плане экземпляр из парка перевести на ферму для вливания новой крови и улучшения трофейной ценности поголовья. Мы рассказали англичанам о нашем хозяйстве и пригласили их помочь нам в строительстве и организации оленьей фермы в России.

Англичане впервые посетили наше хозяйство в конце апреля; они были удивлены нашими просторами (в Англии все земли заняты, и хозяйствам приходится ютиться рядом с соседями). Тогда же английскими специалистами из Woburn был составлен план развития нашей фермы. Была произведена разметка системы загонов и скотопрогонов, соединяющих их и здания, размечены места для водопоев и начата работа по формированию кормового состава трав, привычных для оленей и произрастающих в средней полосе России. Нам приходилось английский опыт приспосабливать к российским реалиям, этого опыта не было ни у кого.

После изготовления проекта нашей фермы мы стали искать специалиста по ввозу оленей в Россию. Российский рынок, к сожалению, не предлагал большого выбора, а те люди, которые позиционировали себя в качестве специалистов с многолетним стажем, обнаруживали свою несостоятельность.

В самом начале мы посетили хозяйство «Биосфера» в Ярославской области с целью закупки животных из вольера. В хозяйстве был построен вольер, где содержались благородные олени и лани. Никакой генетической работы не проводилось и животные спаривались бесконтрольно, из-за этого качество рогов не имело особой трофейной ценности. Животные не представляли никакого интереса в плане дальнейшей работы по улучшению их трофейных качеств.

Стало ясно, что в России рынка услуг, связанного с благородными оленями, нет как такового. У нас нет в России животных удовлетворительного трофейного качества, у нас нет специалистов по содержанию оленей, специалистов-генетиков, у нас нет даже продавцов животных, которые могут предоставить услугу «ввоз животных» под ключ, с полностью расписанным планом работ. Стало ясно, что везде придется действовать своими силами, являясь первопроходцами в развитии отечественного фермерского оленеводства.

Английский смотритель за оленями – это специалист очень широкого профиля, это человек, который отвечает за здоровье животных и знает об этом животном все. Кроме проектирования прогонов и разметки пастбищ, англичане помогли нам подобрать наилучший состав кормовых трав нашей климатической зоны для будущего пастбища, проанализировали состав нашей почвы и дали рекомендации по агрономии.

Содержание самок в загоне

Была проделана большая предварительная подготовка к строительству фермы, к середине лета уже стали проявляться ее очертания, размечена распашка пастбищ и кормовых угодий, подобраны смеси трав, размечены естественные водопои, оставалось главное – получить опыт работы непосредственно с самими животными. Для этого наши специалисты выехали на двухнедельную практику в Woburn, где познакомились с техникой управления и техникой безопасности при общении с диким животным. Одна из задач была научиться пользоваться оборудованием, которым мы планировали оснастить нашу ферму. Необходимо было также научиться технике загона, сортировки и фиксирования животных. Для фиксации животных англичане используют специальное гидравлическое устройство, без которого проводить ряд процедур с оленями невозможно и которое мы тоже должны приобрести.

Приехали мы в самый ответственный момент работы – спиливание рогов. В начале сентября перед началом гона у самцов на ферме спиливают рога, чтобы животные во время гормонального буйства не смогли повредить друг друга. В парке животных не обезроживают и там за год случаются несколько летальных исходов в результате борьбы самцов за внимание самок.

Обрезка рогов двухлетних самцов на ферме Woburn

Поскольку в России практически нет хозяйств, специализирующихся на выращивании благородных оленей, нам представилась возможность влиться в европейское движение заводчиков благородного оленя. На данный момент мы состоим в ассоциации IDUBA (International Deer and wild Ungulate Breeders Association) со штаб-квартирой в Альбасете (Испания) и готовимся вступить в FEDFA (The Federation of European Deer Farmers Associations).

Помощь англичан была огромной, но все равно многие проблемы нам пришлось решать самостоятельно. Например, проблемы с летним массовым лётом кровососущих насекомых (в Англии этой проблемы нет). Мы разработали комплексную программу по борьбе с кровососущими насекомыми: использование репеллентов, сокращение мест выплода и ряд хозяйственных мер.

В июле в охотхозяйство снова приехали специалисты для очередного консультирования по вопросам подготовки фермы. Для зимнего периода был заготовлен силос из 5 компонентов, получивших высокую оценку качества у специалистов Woburn, и мелкостебельчатое сено из лугового разнотравья. Также по английской рецептуре совместно со специалистами комбикормового завода Ленинградской области мы изготовили первую партию оленьего комбикорма.

Совместно с государственными ветеринарными службами была разработана паразитарная карта местности, выявлены потенциальные паразитарные опасности и разработан план профилактических мероприятий. Также был разработан календарь вакцинаций с учетом резистентности животных и эпизоотической карты района. Выявив потенциальные угрозы заражения, мы внесли вакцинацию в календарь ветеринарных мероприятий.

Параллельно шла работа по ввозу животных, получали разрешения от федеральных и региональных ветеринарных служб, искали транспортную компанию с опытом перевозки диких животных. Небольшая заминка произошла со страхованием груза, поскольку наши отечественные страховщики не знакомы с такой услугой в сфере живого груза, пришлось разрабатывать алгоритм действий.

К осени работы на ферме были полностью закончены, полная площадь фермы составила 370 гектар, из которых сама система вольеров и прогонов составила 50 гектар, территория парка 110 гектар. Для создания собственной кормовой базы были подготовлены 160 гектар кормовых угодий. Общая длина заборов и скотопрогонов составила свыше 14 километров. Данная площадь рассчитана на поголовье 400–450 оленей, которое мы должны достичь через 4–5 лет согласно нашим расчетам. В планах хозяйства также приобретение ланей из английских питомников, их можно содержать на одной территории с оленями и они не конкурируют друг с другом.

Столкнувшись с проблемами в организации доставки оленей, мы обнаружили, что затраты на перевозку слабо зависят от количества животных, а расходы на карантин под надзором государственного ветеринарного врача РФ вообще не зависят от количества ввозимого поголовья. Один грузовик вмещает примерно 50 голов взрослых благородных оленей в два уровня, но, к сожалению, хозяйство Woburn не располагало необходимым количеством молодых самок для продажи, и было решено взять часть поголовья в питомнике Warnham. Понятно, что транспортировка из двух ферм усложняет логистику и растаможивание, но дело в том, что в Англии нет больших племенных ферм и очень трудно найти животных с хорошими трофейными качествами и в достаточном количестве, предлагаемых на продажу в одном месте.

Подготовительные и строительные работы на ферме шли параллельно с организацией ввоза животных. Так как нам не удалось приобрести отечественных оленей достойного качества и мы завозили импортных животных, пришлось регистрироваться в системе АРГУС для получения разрешения на ввоз.

Вновь построенное здание фермы в Лехмино

Пройдя весь долгий путь согласований, был получен ценный опыт по ввозу импортных диких животных. Естественно, всем понятно, что ввозить сразу большое количество животных это чрезвычайно затратно и связано с большими усилиями в организации множества процессов. Поэтому мы прогнозируем большой спрос на покупку небольших партий оленей, импорт которых экономически нецелесообразен.

Выгрузка оленей из транспорта

Сейчас наши олени освоились, привыкли к русскому климату, прошли все необходимые лабораторные исследования и получили российские ветеринарные документы. Ждем с нетерпением начала пастбищного периода и готовимся к новым сюрпризам, которые, я надеюсь, мы также решим. Летом этого года ожидаем порядка 20 телят от наших самок и лучших производителей ферм Woburn и Warnham.

Рогачи на карантине

Наши английские партнеры будут и в дальнейшем вести нашу ферму в особо важных моментах процесса, что поможет развитию и фермы и в целом оленеводства в России. Мы заключили соглашение с герцогом Бэдфорда, который является владельцем хозяйства Woburn, о надзоре за функционированием нашей фермы в течение нескольких лет.

Оленихи привыкают к новой обстановке

Теперь несколько слов о бизнес-плане нашей оленьей фермы. При численности животных 400–450 голов их структура примерно такая: примерно 150–200 голов молодняка, самок порядка 150–170 голов, 10 проверенных самцов-производителей старше 5-летнего возраста и порядка 50–80 голов молодых самцов, чья генетическая ценность еще не определена. Особо ценных в племенном плане животных будет оставаться для ремонта маточного поголовья, остальная идти на продажу как племенные животные. Только те олени, чья генетическая ценность не будет вызывать уважения, пойдут на отстрел при достижении 2-летнего возраста. Таким образом на продажу идет порядка 100 животных в год, что дает доход приблизительно от 10 млн руб. при продаже на племя.



Надеюсь посвятить одну из следующих статей экономике оленьей фермы.

В заключение хочу сказать, что мы ставим своей целью популяризацию фермерского оленеводства и увеличение количества оленьих ферм в России.

Текст и фото Андрея Подлужнова